30 ноября состоялась правовая беседа с Дмитрием Метляевым и Евгением Меньшиковым...

«ЭКОНОМИКА И ПРАВОПОРЯДОК»
(дискуссионно-аналитический проект)

Беседа о результатах интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств: возможности и ограничения при владении и использовании

Как распорядиться РИД, созданными при участии государства

и не потерять права и финансирование

 

Ограничения, накладываемые на распоряжение результатами интеллектуальной деятельности созданными за счет средств государства зависят от того, какие финансовые инструменты были использованы: грант, субсидия или финансирование затрат на фонд оплаты труда при выполнении госзадания. О том, как разработчики могут распоряжаться такими РИД рассказали Дмитрий Метляев, заместитель руководителя юридического департамента Фонда «Национальное интеллектуальное развитие» и Евгений Меньшиков, консультант по коммерциализации департамента управления интеллектуальной собственностью Фонда.

В ходе «Беседы о результатах интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств: возможности и ограничения при владении и использовании» организованной газетой «Экономика и жизнь» и Институтом развития гражданского законодательства узнали:

  • Есть всего четыре основания для единоличного обладания правами на РИД Российской Федерацией: если РИД изъят из оборота, если РФ принимает на себя обязательства по финансированию до стадии организации производства, если исполнитель в течении 6 месяцев после исполнения госконтракта не обеспечил правовую охрану, и если РИД создан во исполнении международных обязательств РФ. Во всех иных случаях – права закрепляются за исполнителем.
  • При создании РИД по госконтракту, несмотря на то, что права на него закрепляются за исполнителем, государство на протяжении всего жизненного цикла РИД может потребовать выдать лицензию на его использование другому лицу для исполнения им государственных и муниципальных услуг. Поэтому исполнитель ни в коем случае не должен выдавать исключительную лицензию на такой РИД и всегда прописывать это ограничение в лицензионных соглашениях с лицензиатами.
  • Прекратить поддержку патента на РИД созданный по госконтракту исполнитель может только после того, как предложит государству принять его безвозмездно. И наоборот, если права на РИД принадлежат РФ, государство тоже должно сначала предложить патент разработчику, прежде чем откажется от того, чтобы его поддерживать.
  • Если финансирование РИД поступало по госзаданию, распоряжение правами на него возможно только через Росимущество.
  • Исполняя обязанность государственного учета РИД, созданных при финансировании государства, на rosrid.ru, важно помнить, что это публичный ресурс. Поэтому имеет смысл соизмерять объем раскрытия информации с тем объемом правовой охраны, который планируется получить.
  • В рамках надзора за деятельностью, осуществляемой на средства государства Роспатента проверяет: правильность распределения прав на РИД, своевременность обеспечения их правовой охраны, исполнение обязанности по государственному учету. Кроме того может проверяться насколько верно и своевременно осуществляется бухгалтерский учет полученных РИД.
  • Все РИДы, которыми владеют бюджетные учреждения являются их собственностью, на них не распространяется режим оперативного управления.
  • Бюджетные учреждения – правообладатели РИД сталкиваются со сложностями при их постановке на учет. Бухгалтеры не могут применять ПБУ в рамках бюджетного учета, поэтому часто при формировании первоначальной стоимости РИД как актива приравнивают ее к сумме госсубсидии. В результате стоимость РИД оказывается завышенной, что отпугивает желающих приобрести лицензию. Чтобы избежать такой проблемы нужно создать внутренний документ, регламентирующий учет и оценку РИД.
  • Заказчики и исполнители РИД, а иногда и субподрядчики, могут владеть правами совместно. Чтобы избежать конфликтов им важно вовремя заключить соглашение в котором определить как будут распределяться расходы на правовую охрану и доходы от использования прав, кто на какой территории будет осуществлять патентование, а также порядок защиты прав в суде (например, договориться, что один правообладатель выступает в суде, а другой предоставляет на это доверенность). При этом важно убедиться, что все совместные правообладатели могут обеспечить неразглашение информации: в каждой организации есть пакет документов, обеспечивающий действие режима коммерческой тайны, и техническая возможность его поддержания.
  • Не всегда хорошо, когда при совместном правообладании РИД его ставят на баланс все правообладатели: если каждый будет это делать по полной стоимости актива, то произойдет ее мультипликация. Если активно распоряжаться патентом будет один из правообладателей, то лучше, если РИД будет учтен у него. Если предполагается распоряжение патентом всеми организациями, то при формировании первоначальной стоимости им не надо приравнивать ее к полной стоимости договора – лучше, если каждая сторона приравняет ее к сумме понесенных в ходе разработки и патентования затрат.